Индексация запланирована на июль. Таким образом коммунальщики собираются компенсировать свои расходы. Тем временем независимые аналитики предупреждают: повышение тарифов может, наоборот, усугубить положение в коммунальной сфере. Ведь все предыдущие индексации заканчивались неизменным ростом задолженности – граждане просто не в состоянии столько платить за квартиру.
Как подсчитали в Росстате, за минувший год долги россиян за услуги ЖКХ выросли на 8,7% и составили 833,5 млрд рублей. По всей видимости, это напрямую связано с 9-процентной индексацией тарифов, которую власти провели во внеочередном порядке в конце декабря 2022 года. Добавили проблем и так называемые скрытые индексации, о которых широко не объявлялось. Речь, в частности, идёт об изменении порядка оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в результате чего минувшей весной большинство россиян получили многотысячные счета.
Кстати, до этих индексаций долги граждан за ЖКУ хоть и росли, но всё же не столь стремительно – до 2023 года ежегодный прирост задолженности колебался на уровне 7%. Потому заявление главы Минстроя Ирека Файзуллина звучит почти как троллинг: «Для обеспечения сбалансированности отрасли совместно с регионами проводится системная работа по повышению платёжной дисциплины потребителей в сфере ЖКХ, и уже надо отметить, что есть результаты. Мы двигаемся в среднем по стране к 100%».
Каким образом при рекордном росте задолженности одновременно растёт и собираемость платежей, в Минстрое не пояснили. Но ведомству, очевидно, не до подобных «мелочей» – на лето запланирована новая индексация. Причём если раньше правительство утверждало, что рост тарифов (пусть даже формально) остаётся на уровне инфляции или даже чуть ниже, то в этом году, похоже, решили не тянуть кота за хвост. Рост тарифов будет отличаться в зависимости от региона и составит 4–15%. Хотя нижний предел в 4%, судя по всему, вписали разве что для красивой отчётности. В реальности в большинстве субъектов Федерации тарифы увеличатся на 10% и больше.
В утверждённых правительством индексах роста тарифов содержится небольшая хитрость. Для каждого региона предусмотрены пределы отклонения, которые могут варьироваться от 0 до 9,8%. На деле это означает, что тарифы могут вырасти на утверждённую величину плюс ещё на величину допустимого отклонения. В Смоленской области, например, разрешённое отклонение вполне сравнимо с предельно допустимым ростом и составляет 9,8%. В Алтайском крае предельно допустимое повышение установлено на уровне 9,3% плюс допустимое отклонение в 4,9%. Региональные власти решили не упускать предоставленной возможности: по распоряжению губернатора Виктора Томенко тарифы летом вырастут на максимально разрешённые 14%. В Новосибирской области тарифы в районах буду проиндексированы на 9,5%, а в самом Новосибирске и других городах региона – на 12,7%.
Примечательно, что именно житель Новосибирска в ходе «прямой линии» с президентом пожаловался на то, что тарифы ЖКХ растут на 9–14%, тогда как индексация пенсий с 1 января наступившего года составит всего 7,5%. Власти региона уже поспешили оправдаться. По словам представителя местной администрации Сергея Нешумова, пенсии за последнее время индексировались 3 раза и в общей сложности выросли на 23%, а зарплата бюджетников – на 16%. Чиновник, правда, почему-то умолчал о том, что в конце 2022 года в Новосибирске тариф на холодную воду уже вырос на 12%, на водоотведение – на 17%. Если к этому прибавить нынешние 12,7%, то даже упомянутое суммарное повышение пенсий не перекроет аппетиты коммунальщиков. Также не говорится о том, что индексации хотя и проводились, но каждая из них касалась отдельных категорий пенсионеров. Так что в заявлении новосибирского чиновника о росте пенсий на 23% есть явное лукавство.
Тот факт, что региональные власти повышают тарифы, не задумываясь, сможет ли население их оплачивать, подтверждает опыт Свердловской области. По распоряжению губернатора региона Евгения Куйвашева рост цен на услуги ЖКХ составит 9,6%. При этом ещё в прошлом году Свердловскстат отмечал: сумма задолженности жителей области достигла 20,1 млрд (!) рублей. И них 1 млрд – безнадёжные долги.
В обосновании роста тарифов приводятся одни и те же аргументы: дескать, сети обветшали, необходима модернизация. Однако на поверку оказывается, что никакой модернизации, как правило, не проводится. Например, коммунальщики Удмуртии с января по сентябрь прошлого года заработали с учётом финансирования из бюджета 38 млрд рублей. При этом 16,6 млрд из этой суммы они получили от граждан. Расходы же на инвестиции в развитие коммунальных объектов составили ничтожные 833,7 млн рублей. Куда делись остальные 37 миллиардов? Кстати, жители Ижевска – столицы Удмуртии – с июля будут платить за услуги ЖКХ на 17,5% больше. Приступят ли удмуртские коммунальщики к модернизации сетей? Скорее всего гражданам снова расскажут про износ труб, после чего предложат платить больше.