Война — очень большое испытание для психики. Ведь человеческий мозг — самый сложный объект из всех известных ныне науке. По насыщенности материи, количеству и запутанности внутренних связей с ним не могут сравниться ни глубины океана, ни даль космоса. «Поэтому меня удивляет, когда человеческое поведение описывают в терминах простых линейных последовательностей», — делится психолог Ванда Буганова, помогающая украинцам пережить ужас войны.
«Если стукнуть колено, оно, конечно, будет болеть, и здесь все прозрачно и буквально, — отмечает психолог. — А это далеко не единственный механизм возникновения боли. К примеру, в психосоматике описан другой процесс. Орган или группа мышц может по разным причинам перестать выполнять свои функции. В результате соседние и смежные органы получают двойную нагрузку. Это как в коллективе, в котором — кто больше всех работает, того и нагружают.
Если такая ситуация длится достаточно долго, вдвойне нагруженная часть человеческого тела начинает сигнализировать болью: «Я — на грани своих возможностей! Нужны перемены, иначе я сломаюсь!» Если человек воспринимает этот сигнал и обращается к компетентным специалистам, есть вероятность, что будет выявлен настоящий «виновник» дисбаланса в организме и справедливость восстановится. Если же фокусировать внимание только на симптоме, к тому же направить на него часто агрессивное «лечебное» влияние, ситуация может ухудшиться. Остеопаты, например, выделяют в человеческом теле 5 нервных цепей и от места боли идут по цепочке, выискивая место, влияние на которое нивелирует симптом.
Поэтому не спешите сетовать на то, что болит. Это может оказаться как раз местом силы, работающей и за себя, и за того, кто избегает своих обязанностей. Если зеленка, массаж и компресс не помогают, идите другими путями — ищите в местах, которые могут быть неочевидными".