Сегодня весь мир находится в ожидании развязывания нового конфликта. США запланировали после Украины второй конфликт на Тайване. Сторонами должны стать Китай и проамериканское «прогрессивное человечество». Подготовка идет полным ходом по украинскому сценарию. Об этом пишут все СМИ. В этой статье мы расскажем об одном малоизвестном факте – первом авиационном ударе по аэродрому на острове Тайвань в 1938 году, который нанесли советские летчики, воевавшие в Китае против империалистической Японии.
Некоторые историки придерживаются мнения, что не было Первой и Второй мировой войны, а была единая мировая война с перемирием в 20 лет. Эта точка зрения похоже на правду. Как бы то ни было, период с 1918 по 1939 годы был полон конфликтов и полноценных войн, в которые заинтересованные страны очень быстро втягивались. К числу таких «полноценных» войн относились Гражданская война в Испании, война в Китае и Советско-Финская, так называемая «Зимняя» война. Для решения задач своей обороны Советский Союз действовал достаточно решительно. Впрочем, выбора у него не было.
Со второй половины XIX века Китай рассматривался европейскими державами и США как полуколониальная страна. С началом ХХ века к европейским странам присоединилась и Императорская Япония. Формально независимый Китай был раздробленной страной, раздираемый внутренними противоречиями. В отличие от европейских стран, которые почти не нарушая территориальную целостность Китая, эксплуатировали его экономически, Япония пошла по иному пути… Она стала захватывать китайские территории. В одних случаях на их месте образовывались марионеточные государства (Маньчжоу-Го), в других – китайские провинции просто оккупировались.
На самом деле, оба государства вели периодически боевые действия с 1931 года. Полноценно же боевые действия развернулись в 1937 году. Это война была неизбежна. Япония рассматривала Китай как свою колонию, а в умах китайской элиты различных групп и политических направлений прочно поселилась идея китайского национализма и суверенности китайского народа. Что интересно, в своей борьбе с Японией Китай обратился за помощью к США и СССР, и оба государства ему военную помощь. Мотивация была одна – втянуть Японию в войну в Китае, чтобы ослабить её амбиции в развязывании войн с другими странами региона. Различие то же были. В те годы началось вооруженное противостояние между Гоминьданом (правящей партии международно-признанного Китая) и Китайской коммунистической партии. Причем обе силы активно сотрудничали с Москвой. Достаточно сказать, что сыновья Чан Кайши и Мао Дзэдуна учились в Москве. Забегая вперед, скажем, что после нападения Японии на Перл-Харбор, Японо-Китайская война стала частью Второй мировой войны.
Как и в случае с Испанией, в Китай СССР поставлял военную технику, включая самолеты, и советников. Первый раз Чан Кайши запросил военную помощь в СССР в декабре 1936 года. Если говорить о поставках самолетов, то в Китай передавались истребители И-15, И-15бис, И-153, И-16, бомбардировщики СБ, СБ-2 и разведчики Р-5. Для конца 30-х годов самолеты не новые, но и Япония использовала в китайской компании не самые современные самолеты. Авиация всегда была сложным оружием, поэтому в Китай направлялись летчики добровольцы. Бои были жаркие. О некоторых боевых операциях советских летчиков в Китае смотри статью «Загадка атаки над рекой Янцзы».
Япония захватила остров Формоза (сегодняшний Тайвань) в 1895 году в ходе Японо-Китайской войны 1894-1895 годов. Недалеко от Тайбэя, они основали небольшой город (первоначально это была обычная деревня), которую назвали в честь японского города Мацуяма. В 30-е годы, когда авиация стала обладать необходимой дальностью действия, японские генералы оценили положение Тайваня как места для создания авиабазы японских ВВС. Характеристики бомбардировщиков 30-х годов ХХ века позволяли держать под ударом часть прибрежной территории Китая. Аэродром, который стал основой будущей авиабазы, построили недалеко от деревни Мацуяма. Он получил такое же название. К тому времени Тайбей (во времена оккупации Японией острова этот город назывался Тайхоку) расширился до таких размеров, что аэродром оказался на окраине города.
Осенью 1937 года в Китай из Советского Союза стали поступать бомбардировщики СБ-2. Надо сказать, что все самолеты несли опознавательные знаки ВВС Китая, хотя первые годы на них летали советские летчики. В 1937 году СБ-2 был современный машиной, он прошел обкатку в Испании. Второй страной, где должны были воевать СБ-2, стал Китай. Вместе с этими самолетами прибыли 62 советских летчиков и штурманов. Возглавлял эту группу генерал Фынь По. На самом деле это был капитан ВВС СССР Федор Петрович Полынин. Отличительной особенностью японо-китайской войны было то, что на стороне Китая воевали – в том числе и летчики – не только из СССР, но и из США и некоторых европейских стран Летчики из каждой страны воевали в отдельных «национальных» эскадрильях.
Для Федора Полынина это была уже вторая командировка в Китай. Первый раз он воевал с мятежными уйгурами в Синцзяне. Тогда сложилась поистине парадоксальная ситуация, когда на стороне китайского правительства против уйгуров воевали советники из СССР и белоэмигранты. После этого, Полынин создавал авиашколу для китайских летчиков в Урумчи. Японцы бомбили советские аэродромы на пределе дальности полета своих самолетов. Советские летчики задумались, как сказали бы сегодня, о «симметричном ответе».
В конце 1938 года китайская агентура сообщила, что японцы перегоняют самолеты, предназначенные для боевых действий в Китае, через авиабазу Мацуяма. Дело в том, что тогда японская авиапромышленность не справлялась с потерями в небе Китая, и Япония закупила несколько партий самолетов в Германии и Италии. Разгружаться пароходы с европейскими самолетами в Шанхае не могли – был велик риск, что китайская авиация (то есть советские летчики) их уничтожат. Поэтому приняли более сложный вариант. Пароходы разгружались в портах Тайваня, а после сборки на Мацуяме перелетали на аэродромы континентального Китая. Конкретно целью атаки были итальянские самолеты «Fiat BR.20» К тому времени аэродром вырос до уровня полноценной авиабазы. Рядом с взлетным полем появились, склады, авиаремонтные мастерские, ёмкости с запасом авиационного керосина. План Полынина и его штабных офицеров был рискован. Расстояние от Ханькоу, где базировались СБ-2 «Генерала Фынь По» до авиабазы Мацуяма было чуть более 1 000 км, что составляло предельную дальность для бомбардировщиков СБ-2. Полынин планировал дозаправиться на обратном пути в Фучжоу. Но и в этом намерении крылась определенная опасность. Никто из советских летчиков в Фучжоу не летал, поэтому предстояло найти в незнакомой стране небольшую площадку аэродрома с примитивными навигационными приборами, которыми тогда были оснащены самолеты. Можно было ориентироваться по железным дорогам и рекам (в те годы стандартный способ определения своего положения), но такой вариант ставил крест на возможности проведения операции, так как дальность полета существенно увеличивалась. Кроме этого, надо было учитывать возможности японской агентуры в китайской армии, поэтому подготовка операции проводилась в условиях строжайшей секретности. Полет планировали на большой высоте – так немного экономили расход топлива. Удар должен был быть нанесен со снижением высоты на малых оборотах двигателей.
Перед самым вылетом чуть было всё не сорвалось. Мимо аэродрома пролетели японские бомбардировщики. К счастью, японцы ничего не знали о подготовке удара по Мацуяме – они летели на бомбежку соседнего с аэродромом города. 28 бомбардировщиков поднялись в воздух. По меркам 30-х годов шли на большой высоте – 5 500 метров. Истребителей прикрытия, естественно, не было – их дальность полета была существенно меньше. Долетев до Тайваня, самолеты начали снижение. Тыловая авиабаза жила своей тыловой жизнью. Самолеты открыто стояли на летном поле. Более того, японцы приняли их за свои самолеты. С СБ-2 нанесли бомбовый удар. По японским данным было уничтожено 12 самолетов, по советским отчетам – 40 машин. Кроме того, горели и взрывались склады с оружием, топливом и запасными частями.
Что интересно, ни один японский истребитель не поднялся в воздух. Зенитные орудия, прикрывавшие авиабазу, открыли огонь после того, как бомбардировщик легли на курс отхода. Предстоял сложный путь домой. Удача была на стороне советских летчиков, они достаточно быстро нашли аэродром Фучжоу, куда и приземлились для дозаправки. У одного из самолетов, при полете обратно отказал двигатель. Практически весь полет летчик пилотировал СБ-2 при одном работающем моторе. Пока самолеты заправлялись, техники восстановили заглохший двигатель. Через семь часов полета, все 28 самолетов группы Полынина вернулись на аэродром Ханькоу. В городе уже знали об успешной атаке на Тайвань. Поздравить летчиков приехала жена китайского лидера Чан Кайши Сун-Мейлин.
Но на следующее утро в Китае вышли газеты, в которых сообщалось, что японскую базу Мацуяме разбомбили американские летчики во главе с коммандером Винсентом Шмидтом, который и дал интервью в газеты. Правда, Шмидт заявил так же, что и советские летчики участвовали в налете. Шмидт побежал, что следующей целью будет Токио. Япония же заявила протест советскому послу, прекрасно понимая, кто пилотировал самолеты. Советские летчики, по понятным причинам, интервью не давали. Когда правда окончательно вскрылась, Шмидт обиделся и уехал в Гонконг. Он был опытным летчиком, воевал в Первую мировую войну и в Гражданскую войну в Испании. Почему Шмидт пошел на такой подлог, доподлинно не известно. Полынин за подготовку и проведение этой операции получил звание Герой Советского Союза.
Губернатор Тайваня был снят с должности, командир авиабазы сделал себе харакири. Авиабаза Мацуяма перестала быть тыловой.
Фёдор Полынин воевал во время Зимней войны в Финляндии, прошел всю Великую Отечественную войну. Закончил войну Фёдор Петрович в очень необычной должности. Он был командующим ВВС Войска Польского. Умер Фёдор Полынин в 1981 году. В китайском городе Ухань (том самом, откуда пошла эпидемия Ковид-19) есть памятник советским летчикам-добровольцам. Отдельная стела этого комплекса посвящена летчикам, нанесшим удар по японской авиабазе на Тайване.