В современной России создано много новых международных форумов и салонов, где демонстрируются достижения страны в тех или иных отраслях, заключаются многомиллионные сделки. Во всем мире знают и приезжают на Санкт-Петербургский экономический форум, на Московский международный авиасалон МАКС, Восточный экономический форум во Владивостоке, форум АРМИ в Подмосковье и другие. В этом ряду стоит и Санкт-Петербургский международный военно-морской салон. Он проводится раз в два года. В этой статье мы расскажем о МВМС-2023 и о мыслях, которые возникли при его посещении.
Идея организовать в России международный военно-морской салон, который бы дополнял аналогичные салоны в других странах, появился в уже далёкую, ушедшую эпоху, когда у Запада были иллюзии по поводу того, что Россию можно «задушить в объятиях», а в России – что она может стать частью так называемого «цивилизованного мира». В качестве места проведения салона выбрали Санкт-Петербург – морскую столицу России. Место нашли тоже подходящее. Конечно, Санкт-Петербург – это еще и порт, но нужно было найти место, где рядом с причалами находились выставочные залы – комплекс «Ленэкспо». Рядом находится морской вокзал на Васильевском острове с причальной стенкой достаточной длины. Здесь еще в советскую эпоху проводились морские выставки. Коренные питерцы до сих пор вспоминают выставку «Инрыбпром-68», которая положила начало совместному использованию причальной станки Морского вокзала и выставочных павильонов «Ленэкспо».
Первый Международный военно-морской салон (МВМС) состоялся в 2003 году. С тех пор он проходит летом каждого нечётного года. Как мы уже говорили, в начале салон был действительно международным, причем свои стенды имели не только российские, азиатские, но и европейские компании из стран, входящих в НАТО. На салон приходили Американские, английские, голландские, немецкие и испанские фрегаты, французские тральщики-искатели мин, голландские подводные лодки, польские гидрографические суда. Со временем их количество уменьшалось, а, начиная с салона 2017 года, иностранные военные корабли перестали посещать Санкт-Петербург. Впрочем, это не сказалось на работе салонов. Методика была уже выработана, и салоны проходили по устоявшемуся сценарию. Но неожиданно в работу МВМС вмешался питерский бизнес.
Собственно говоря, строительный бизнес второй столицы России в общем похож на аналогичные производства в других городах страны. Но отличия есть, причём отличия присущие только Санкт-Петербургу. Питерские девелоперы быстро осознали, что строить «человекомуравейники» (это питерский термин) менее выгодно, чем возводить элитное жилье на берегу Финского залива. Результатом этого стали проекты, от которых городские власти не всегда могут отказаться. Так, время от времени, в медийном (и не только) пространстве появляется план, по которому из города должен быть выведен Большой порт Санкт-Петербурга. Порт нужно построить заново на берегу Финского залива в Усть-Луге, а освободившиеся 600 га площади передать под жилищную застройку. Этот план был даже передан Президенту страны. Главным лоббистом проекта выступает совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. Пока от этого грандиозного замысла удается отказываться, но кто знает…
Вторым глобальным проектом, несущим потенциальную угрозу для Северной столицы, являются попытки строительных компаний произвести гигантский намыв в Финском заливе для строительства кварталов элитного жилья. О главной угрозе этого плана рассказала экологическая экспертиза, проведенная по заказу Правительства Санкт-Петербурга. Дело в том, что после строительства защитной дамбы образовался объём воды между устьем Невы и дамбой. Именно на этот объём и рассчитана дамба, которая должна защищать город от наводнений. Если намыть 143 га в заливе, то площадь зеркала залива и соответственно объем воды уменьшится, что резко повышает вероятность так называемых «внутренних» наводнений. Основная опасность наводнений заключается в том, что ветер определенных направлений гонит воду в Неву, где она сталкивается с водой, идущей из Ладожского озера. Это и вызывает подъем воды в реке. Закрытие дамбы позволяет исключить эффект нагонной волны. Но если объем залива между устьем и дамбой уменьшится, что этот баланс нарушается, и вероятность наводнений, с которыми может не справиться дамба, возрастает. Вокруг этой проблемы идут многолетние споры, и недавний визит Председателя Следственного комитета А.И. Бастрыкина на намыв, проводимый группой ЛСР, – часть этой же истории.
Но не все проекты питерского стройкомплекса такие глобальные. Есть и относительно небольшие. Так, удалось продавить через Правительство Санкт-Петербурга решение о сносе комплекса «Ленэкспо» и строительстве на этом месте элитного жилого района. Получилось, что Морской вокзал и причальная стенка остались, а павильонов выставочного комплекса нет. В 2021, ковидном, году попытались салон разделить. Корабли стояли у причалов «Морского фасада» – нового пассажирского морского порта, построенного на намывных территориях Васильевского острова, а павильоны салона располагались на другом конце города – в «ЭКСПОФОРУМЕ» в Шушарах. Именно туда город и перенес выставочные павильоны с Васильевского острова. Но даже несмотря на то, что это был ковидный год, и МВМС-2021 закрыли для обычных посетителей, такая двойная локация вызвала массу неудобств, которые почувствовала даже мэрия Санкт-Петербурга. Надо было находить новый вариант.
Кронштадт со времени своего основания был городом-крепостью, который защищал Петербург с моря. В ХХ веке Кронштадт существовал в двух ипостасях: военно-морская база и крепость. Свой статус крепости Кронштадт лишился в начале 50-х годов ХХ века, а военно-морская база – она называлась Ленинградская ВМБ – формально не входила в состав Балтийского флота, а напрямую подчинялась Главкому ВМФ. Это объяснялось тем, что главной задачей базы было не базирование кораблей Балтийского флота, а обеспечение проведения испытаний и ввода в строй новых боевых кораблей и подводных лодок, которые строились на ленинградских судостроительных заводах. В XXI веке флот максимально ужался – в Кронштадте он занимает две гавани и акваторию Кронштадтского морского завода, находящегося в подчинении ВМФ, и база вспомогательного флота в Ломоносове. Многочисленные форты, которые все были заняты военными, стали потихоньку возвращать гражданским организациям. Первым освободили форты «Великий князь Константин» и «Император Александр I» («Чумной»). Новым хозяином на форте «Константин» стал АО «Третий парк» – один из автобусных парков Петербурга. Вероятно, владельцы «Третьего парка» были заинтересованы в новом для себя развитии бизнеса. Сегодня это культурно-туристический центр, яхт-клуб, пункт пропуска через границу для яхт и два музея. С форта организуют водные экскурсии вдоль фортов. Идея превращения Кронштадта в город-музей очень хорошо совпала с программой по развитию внутреннего туризма. Дело пошло быстрее. Частной организации передан форт «Риф», на базе батареи Демидова и мортирных батарей создан кронштадтский парк «Патриот». В городе появилось десяток музеев морской и крепостной тематики, создан «Остров фортов» – городской культурный кластер, изюминкой которого стал музей, в котором экспонируется первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627. «Острову фортов» переданы форты «Император Александр I» и «Император Петр I», которые сейчас восстанавливаются. В этом смысле будущее этого города, который является частью Санкт-Петербурга, имеет неплохие перспективы. И именно в морской Кронштадт власти Петербурга приняли решение перевести Международный военно-морской салон. Решение спорное, и вот почему.
Два раза в год Кронштадт накрывает рукотворный транспортный коллапс. Въехать в город невозможно. Дело в том, что Кронштадт располагается на острове Котлин и въехать в город можно только по одной дороге – Кронштадтскому шоссе. Около пересечения с КАД Петербурга она имеет четыре полосы (по две в каждую сторону), дальше дорога двухголосная (по одной полосе в каждую сторону). После того как в Санкт-Петербурге стали проводить Главный военно-морской парад, его разделили на два – один, статический, проводится на Неве напротив Адмиралтейства, а другой, динамический, когда большие корабли проходят парадным строем – в Кронштадте. Десятки тысяч людей устремляются в Кронштадт и… застревают в мертвых пробках. Власти на день ВМФ город просто закрывают. Въезд разрешен только рейсовым автобусам из Петербурга. Местные жители в этот день стараются из дома не выходить. По официальным данным, в День ВМФ в город приезжают от 30 до 50 тысяч человек. С одной стороны это не много. С другой – город останавливается, и жизнь в нем на время парада прерывается. Дело в том, что в самом Кронштадте проживают 44 000 жителей. Чуть легче всё происходит во время проведения МВМС. Последний салон посетили около 50 тысяч человек.
Правда, нужно сказать, что власти попытались улучшить логистику, но не всегда это получалось. Дело в том, что МВМС-2023 проходил всё-таки в двух местах: в выставочных залах кластера проводилась сама выставка, а на военном причале Усть-Рогатка показ кораблей. К этому нужно добавить, что подъезд к «Острову фортов» – Цитадельная дорога и Цитадельное шоссе – были полностью перекрыты. Приехавшие петербуржцы оставляли свои машины по всему городу. Была организована перехватывающая парковка на «Форте Константин» и проезд до салона на автобусах. Но этой опцией пользовались немногие. К этому нужно добавить особые меры безопасности, вводимые из-за СВО. Ну, это понятно. Рейсовые «Метеоры» из Петербурга ходили не по расписанию, так как военные моряки иногда закрывали рейд для прохода гражданских судов. В общем, полной неразберихой и очередями можно было «насладиться» сполна.
Кронштадт – город моряков, живущий морем. Он удачно вписался в туристический бизнес, но только потому, что поток туристов равномерно разнесен по весенним, летним и осенним месяцам. Возникает вопрос – может быть, все-таки Международный военно-морской салон вернут в Санкт-Петербург и найдут для него удобное место? 30-50 тысяч посетителей в течение двух дней для Петербурга не критическая нагрузка, а самое главное – людям будет не нужно стоять в многочисленных очередях и пробках. Но, судя по высказываниям руководителей города, МВМС в Кронштадте их вполне устраивает.